Заказать обратный звонок
Имя*
Телефон*
Время звонка*
Вопрос
Код с картинки*
CAPTCHA
Каталог товаров

Шайба пружинная - гровер

Шайба пружинная - гровер
Обычно пружинная шайба выглядит как пружина в один виток, с острыми краями, обрезанными под углом в 20 градусов. Изготавливается такая пружина из проволоки трапециевидного или квадратного профиля. Почти всегда её называют гровером, по фамилии английского изобретателя, впервые, её применившего. Применение пружинных шайб, вызвано необходимостью предотвращения ослабления резьбовых соединений вследствие тряски и вибраций. Конкретное место установки, для большей эффективности, вызывает споры у механиков и конструкторов. Кто-то считает, что эффективнее подкладывать гровер под гайку, кто-то, что эффективнее под головку болта, сколько людей, столько и мнений. Конкретных указаний, на этот счёт, ни в ГОСТах, ни в СНиПах нет! Шайба пружинная по ГОСТ 6402-70, определяется лишь как пружинная разрезная шайба, размеры и форма которой жёстко стандартизированы. Существует четыре типа, а именно: нормальная, (с литерой Н, в условных обозначениях), тяжёлая (литера Т), особо тяжёлая (двойная литера ОТ), и лёгкая (литера Л). Иногда в условных обозначениях встречается литера У, что обозначает, что шайба имеет размер, который используется редко, и выпускается в ограниченном количестве размер. В ГОСТ, такие размеры толщины шайбы и угла разреза, помещены в круглые скобки. Подробнее можно ознакомиться, обратившись к ГОСТу .
Какой бывает пружинная шайба - гровер
Пружинная шайба гровер, необязательно должна быть такой, как описано выше, встречаются и другие виды, например, гровер может выглядеть как пружина из двух витков, как шайба с насечкой, шайба у которой по внутренней, или, наоборот, по внешней окружности вырезаны и отогнуты пазы. В любом случае шайба пружинная гровер имеет острые зубья, выступающие из плоскости шайбы, такие зубья называются храповыми. Довольно часто встречаются гайки, основание которых конструктивно выполнено, как пружинная шайба. Такие гайки часто называют самоконтрящимися.
Механика действия
Механизм действия пружинной шайбы обусловлен её формой и эффектом пружины. Острые края впиваются в поверхность гайки и поверхность закрепляемой детали, увеличивая тем самым коэффициент трения скольжения, что и препятствует самопроизвольному развинчиванию соединения. Ещё одно, шайба, будучи пружиной, увеличивает натяжное усилие резьбового соединения.
Общепризнанные недостатки
Не смотря, на простоту, и распространённость пружинных шайб, они не лишены недостатков. Первое, это эксцентричность усилия затяжки. Понятно, что усилие затяжки, передаётся на гайку или болт, в местах соприкосновения с зубьями, в большей степени, чем по всей остальной площади. Второе, такая шайба, вещь одноразовая, повторное применение, после отвинчивания, допускать не стоит, так как понятно, что шайба деформируется в процессе эксплуатации, и теряет упругость.
Отрицательные мнения мировых экспертов
Эффективность пружинных шайб вызывает ожесточённые споры. Существуют исключительно радикальные мнения о совершеннейшей неэффективности этого метода. Например, институт стандартизации Германии, ограничил применение пружинных шайб, классом прочности резьбовых соединений до 6,8. А также определил переходный период в 5 лет, в течение которого, следовало полностью исключить применение гроверов.
Примерно такого же мнения придерживается NASA. Ещё в 1990 году, агентство выступило с заявлением о полной бесполезности применения пружинных шайб, в качестве стопорных элементов. Для тех, кто не хочет читать оригинал, поясним. В статье даётся краткое описание, о том, что такое гроверная шайба, материал и технология изготовления, но, не это интересно, интересен вывод. А вывод примерно таков, что шайба пружинит и оказывает сопротивление, только на момент затяжки, но будучи полностью зажатой, она превращается в самую обыкновенную плоскую шайбу, и никаких стопорных функций не выполняет. В силу чего, применение таких шайб совершенно бессмысленно.
Интересно то, что этот вывод, практически полностью повторяют военно-морское министерство США, и министерство обороны Соединённого Королевства. А такая авторитетная компания как Carroll Smith's, компания, чей бизнес производство гоночных автомобилей, включило этот вывод в руководство по осуществлению крепежа резьбовых соединений.
Экспериментальные исследования, тест Юнкера
Каким образом обстоят дела, на самом деле? Давайте попробуем разобраться. Наиболее распространённым и достоверным методом определения надёжности резьбового соединения, на сегодняшний день, является вибрационный тест Юнкера. Суть этого метода довольна проста. Резьбовое соединение подвергается вибрационной нагрузке, продольными колебаниями, а сила осевого натяжения, в соединении, фиксируется датчиком. Усреднённые данные таких исследований примерно таковы: при использовании пружинной шайбы, соединение ослабляется примерно через 10 секунд, при использовании нейлоновой прокладки, через 5¬ – 6 секунд, без использования каких-либо стопоров, через 2 секунды.
Из результатов этого эмпирического анализа следует, что пружинная шайба хоть и ограничено во времени, но всё, же повышает устойчивость резьбового соединения. Более того, такие шайбы, даже имеют преимущество, перед резиновыми, пластиковыми и прочими упругими прокладками.
Итоги, бессмыслица или необходимость?
Итак, как всё-таки подытожить?
Аргументы «против»:
1.    Сила осевого натяжения мала, в сравнении с моментом затяжки ключом, и поэтому малозначима;
2.    В зажатом состоянии, пружинная шайба не вызывает усиливающего эффекта на осевое натяжение, вследствие чего не обладает свойствами стопора;
3.    Воздействие гровера односторонне, то есть, гровер воздействует только на гайку, хотя для эффективной защиты от самопроизвольного отвинчивания необходимо обоюдное воздействие, как на гайку, так и на поверхность закрепляемой детали.
Аргументы «за»:
1.    Если сила осевого натяжения действительно мала, то эффект увеличения коэффициента трения скольжения налицо;
2.    В зажатом состоянии эффект усиления натяжения мал, но он есть;
3.    Свойства стопоров, у пружинных шайб, наглядно доказываются результатами тестов Юнкера;
4.    Применение современных стоповых шайб, с двусторонним эффектом воздействия, довольно дорогостоящая акция, в то время как пружинные шайбы дёшевы и производятся массово;
5.    Далеко не во всех случаях, резьбового соединения, применение дорогостоящих методов повышения устойчивости, экономически целесообразно, применение герметиков, специальных конструктивных шайб и прочего, может в разы увеличить конечную стоимость продукта.
Таким образом, применение пружинных шайб гроверов, вполне, оправдано, и даже очень желательно, в следующих случаях:
•    если резьбовое соединение не испытывает постоянной вибрационной нагрузки, и такое воздействие носит кратковременный, эпизодический характер;
•    в случае механизмов, в отношении которых обязательны мероприятия планового сервисного обслуживания;
•    в случае применения резьбового соединения, для стационарного закрепления аппаратов и механизмов на капитальных конструкциях.
Если гроверная шайба, обладает свойством стопора, дёшева, и технологична, зачем от неё оказываться?
Будьте в курсе!

Новости, обзоры и акции